Эти корзины
удобны тем, что их можно повесить на стену или разместить в углу комнаты.
Хранят в такого рода корзинах в основном легкие предметы.
Для изготовления дна полукруглой корзины берут две
палочки, равные по длине, складывают их вместе противоположными концами.
Перпендикулярно к середине этих палочек прибивают третью поперечную, которая по
длине вдвое меньше (рис. 45,а). Теперь палочки сплетают двумя рядами веревочки
в два прута. Затем плетут одним прутом, попутно вставляя с каждой стороны поперечной
палочки по два стояка. В зависимости от размеров изделия донышко укрепляют
новыми стояками. Заканчивают дно одним-двумя рядами веревочки в два прута. Как
сплести донышко угловой корзины, видно из рис. 45,6. По окончании плетения
донышка в нем укрепляют дополнительно стояки, загибают их вверх и стенки плетут
так же, как и у других корзинок (например прямоугольной). То есть установленные
стояки стенок заплетают двойной веревочкой в три прута. Углы корзинок укрепляют
палками, как у прямоугольной дорожной корзины. Для фиксации стояков в нужном
положении используют шаблон. Заканчивают плетение стенок корзин двойной
веревочкой в четыре прута.

Рис. 45
Рис. 46
Дорожные
корзины начинают делать с донышка. Для его основы подбирают стояки, количество
и размеры которых напрямую зависят от размеров самой корзины. Заметим, что по
длине стояки должны быть на 4 — 5 см длиннее корзины. Стояки остругивают с двух
сторон и вставляют в отверстия нашего приспособления, изготовленного из доски.
По краям стояки должны быть парными. А далее дно выплетают так же, как и у
прямоугольной корзины (рис. 44). То есть плетение начинают веревочкой в два
прута, потом плетут одним прутом, через каждые 5 — 7 см изером или колотушкой сколачивая само плетение. Заканчивают плести донышко опять веревочкой в
два прута. Кстати, и в целом дорожные корзины выплетают по принципу
прямоугольных. Затем в донышко вставляют стояки, которые загибают вверх. Для
удобства заплетки стояков стенок из толстого прута делают прямоугольную раму.
Ее вставляют в середину боковых стояков, привязывая к последним бечевкой. Далее
начинают плести стенки, конечно, с веревочки в три прута, затем через два ряда
переходят на простое плетение или послойное в шашечку. Через 12 — 15 см переходят опять на веревочку в 3 прута, которую плетут с двух сторон корзины (начинают
вершинными концами, в середине соединяют комлевыми концами). Выше этой
веревочки плетут уже квадратами. Как только будет достигнута нужная нам высота,
переходят на завершающее плетение веревочкой в пять прутьев. Ее так же, как и
предыдущую веревочку в три прута, начинают вершинными концами с середины
торцовой стенки. В середине боковой стороны соединяют комлевыми концами и после
соединения завершают вершинными концами. Плетение веревочки в 5 прутьев ведут
тоже с двух сторон. Доходя до угла, последний огибают, как показано на рис. 46,
укрепляя в углах по одному стояку-пруту. Затем все стояки смачивают и сгибают к
середине. В образовавшейся суживающейся части выплетают стенку 6 — 8 см высотою. Завершают плетение стенок как обычно загибкой в три или четыре пары прутьев. Затем
переходят к плетению крышек дорожных корзин.
Сам верх
крышки корзины плетут так же, как и ее дно, только стараясь употреблять тонкие
прутья. Закончив верх крышки, в него вставляют стояки, оплетаемые веревочкой в
четыре прута. Затем стояки сгибают, плетут веревочку в три прута. Достигнув
необходимой высоты стенок крышки, их заканчивают косичкой. Закончить крышку
можно просто загибкой стояков и незаметным их вплетением в середину, перекидывая
с наружной стороны через две стойки основы, а с внутренней через одну.
Заметим, что
по принципу плетения крышек к дорожным корзинам плетут крышки и к другим
корзинкам.
После
завершения плетения корзины приступают к прикреплению ручек, про-бойчиков, накладок
и самой крышки.
Рис.47
Ручки
представляют собой две палки (концы заструганы на клин), согнутые в дугу и
вставленные в торцовые стенки корзины. Ручки обвивают прутом, как показано на
рис. 47,а,б,в,г. Крепление крышки к кузову корзины осуществляют при помощи 2 —
3 прутьев длиной около метра. Прутья укрепляют на одинаковом расстоянии друг от
друга в стенку кузова чуть ниже веревочки из 5 прутьев. Надев крышку на кузов,
шилом проделывают отверстия и в крышке и в конусообразной части стенки кузова
для того, чтобы можно было продеть круги. Затем прут продевают вначале в
отверстие, в котором были укреплены концы прутьев, а потом в отверстие в крышке
и загибке корзины. Прут оборачивают 3 раза. Концы прута закрепляют, переплетая
3 — 4 стояка вдоль рядов плетения. Для устойчивости и прочности ко дну корзины
(к стоякам) прибивают два бруска. Общий вид одной из готовых дорожных корзин
можно увидеть на рис. 48. Для крепления крышки к стенке корзины помимо прутьев
используют еще петли или проволоку.
Рис. 48
Рис.49